В мае прошлого года современный художник русского происхождения, известный под псевдонимом Петро Водкинс, привлек к себе внимание арт-акцией - он подменил знаменитую статую Писающего мальчика в бельгийской столице своей позолоченной скульптурой. А совсем недавно он устроил произведение, высмеивающее 90-летнего зимбабвийского лидера Роберта Мугабе. О том, как ему это удалось, он рассказал в интервью «МК».
В прошлом году художника пригласили на Международный фестиваль искусств-2014 в Хараре. Получив приглашение, художник решил сделать проект, направленный против Мугабе. После того, как Петро Водкинс отправил устроителям фестиваля изображение золоченной статуи, дующей в трубы и проигрывающей песню, он получил отказ. Тогда художник решил самостоятельно поехать в Зимбабве. Художник отправился в зимбабвийскую столицу Хараре, выставил свою работу, нацеленную против Мугабе - и едва сумел убраться оттуда, преследуемый местной полицией. Что касается статуи, то она была сломана приехавшими полицейскими.
Зато на YouTube можно увидеть видеоклип с «участием» статуи работы Петро Водкинса под песню, посвященную одиозному президенту Зимбабве, находящемуся на этом посту уже седьмой срок. В переводе слова звучат примерно так: «Меня зовут Роберт и я король / Я плохой человек, и я люблю петь / Я одет в костюмы из золота / Я плачу за них налогами больных и стариков / Yeah, тебе нравится мое лицо? Я плох для страны, но хорош для себя самого».
- Почему именно Зимбабве? Как получилось, что вам пришло приглашение из этой страны? - спросил «МК» у художника.
- Я получаю приглашения довольно часто, но никогда не принимаю участия, - ответил нам Петро Водкинс. - Не нахожу это интересным. Но когда я получил это действительно неожиданное приглашение, то стал думать, как можно использовать его, вместо того, чтобы сказать «нет». И поэтому я сказал «Да». Я предложил золотую статую, изображающую меня самого. Такую я использовал ранее в Брюсселе в проекта «Писающий мальчик». Но эта была большего размера и я представил ее как подарок президенту. К тому же она играет песню - я отправил стихи. Конечно, они не смогли принять это.
Поэтому я отправил несколько электронных писем, чтобы посмотреть, какой ответ я получу. И я стал все более интересоваться всем проектом. Когда я наткнулся на очередные отказы и закрытые двери, я осознал, что веселее всего будет отправиться туда лично и доставить статую. Так что я изготовил статую, записал песню и поехал туда. Таким образом, то что это оказалось Зимбабве - частично это был шанс, частично судьба. И хочу заметить, Мугабе это …. (тут художник употребил слово, которое мы по цензурным соображениям повторять не будем - Авт.). И мне пришлось бы сделать что-нибудь в его отношении в любом случае рано или поздно.
- Кто написал текст песни про Мугабе?
Я сам написал стихи, с несколькими друзьями, это была совместная работа. Я не сочинитель, но в этом контексте сработал неожиданно хорошо. Но для точной редакции мне пришлось обращаться за помощью, я более сконцентрирован на общем смысле, чем на деталях.
- Расскажите про статую - из какого материала она сделана, ее размеры? Вы действительно хотели презентовать ее Роберту Мугабе?
- Высота статуи - 210 см, она сделана из пластика, покрытым сусальным золотом. Это мой портрет. И я попытался подарить ее Мугабе, но оказалось невозможным добраться до него. Когда я спрашивал полицейских в Хараре, никто не мог мне сказать, где он находится. У него есть дворец, но в действительности он живет в другом месте, есть еще места, но они неизвестны. Все это было запутанным. Я планировал передать статую куда-нибудь, где находился Мугабе. Просто отправить ее - это не сработало бы. Поэтому я решил оставить ее вместо этого на дороге имени Мугабе в Хараре.
- Действительно ли началась за вами погоня? И как вам удалось покинуть Зимбабве?
- Полиция появилась как только я отъехал, уличного искусства подобного рода не существует в Хараре - и было неудивительно, что полицейские появятся быстро. За день до этого я просто сделал снимок своей камерой и моментально был остановлен полицейским, который угрожал забрать мою камеру, поскольку не разрешается производить съемку в Хараре.
Итак, когда я поставил там свою статую, я был «на стреме», полицейских довольно легко заметить в их белых пикапах. Я не знаю как, но кто-то должен был сообщить описания моей машины, потому белый пикап преследовал меня около минуты. Я ожидал что-то вроде этого, поэтому я наметил путь от статуи к другой машине, которую я собирался использовать, чтобы оторваться от них.
Мне удалось избавиться от них на извилистой дороге, как я планировал. И эта новая машина - минибус - превосходно не выделялась. На этой машине я отправился на север к границе с Замбией. Было совершенно неясно, удастся ли пересечь ее, но я предположил, что сухопутные границы менее охраняются, чем аэропорт. Я был там довольно скоро, а они реально не имели цельной картины, так что воспользовался шансом и переехал границу. Не считая обычного вида взятки - «в ваших документах не хватает бумаг и это будет стоить вам сто долларов» - ничего не случилось…